![caravaggio-Zagl (700x450, 238Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419137_caravaggioZagl.jpg)
Караваджо, харизматичный художник эпохи барокко, оставил незабываемый след в мире искусства своей революционной техникой светотени, которая придавала его произведениям непревзойденную глубину и драматизм. Однако его жизнь была так же бурной, как и его творчество трансцендентно. Склонность Караваджо к неприятностям часто приводила его к жестоким ссорам и связям с сомнительными личностями. Это повлекло за собой печально известную репутацию художника в Риме и в конечном итоге стоило ему жизни.
Историкам не дает покоя загадочная жизнь и еще более загадочная смерть ускользающего Караваджо. В попытках узнать что-то конкретное, через четыре столетия после его кончины были эксгумированы останки художника.
Исследователи не могут однозначно подтвердить принадлежность останков именно Караваджо. Поэтому верить или нет в то, что больной сифилисом художник умер от отравления свинцом — это вопрос личного выбора каждого. Главное, что можно сказать об этом — спустя века после его смерти в возрасте 39 лет, о Караваджо-человеке практически ничего неизвестно.
![caravaggio-1 (499x700, 434Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419138_caravaggio1.jpg)
Оттавио Леони, Портрет Караваджо, около 1621 года.
Картины Караваджо, изображающие жанровые сцены, мифологические и библейские сюжеты, сохранились, но их популярность — относительно новое явление. Художник имел коммерческий успех за жизни, но его современники активно подрывали его репутацию. О нем говорили, что он слишком увлечен естественностью и абсолютно игнорирует идеализацию, ценную в эпоху Высокого Возрождения.
Один из ранних биографов Караваджо, Джованни Пьетро Беллори, писал в 1672 году, что у художника «не хватало изобретательности, приличия, дизайна и определенных знаний в науке живописи». Также Беллори говорил, что в тот момент, когда у Караваджо забрали модель, его рука и разум опустели. Другими словами, по этой часто повторяемой критике, единственный талант Караваджо заключался в умении хорошо копировать природу.
![caravaggio-2 (700x554, 506Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419140_caravaggio2.jpg)
«Корзина с фруктами», около 1597–1600 гг.
Конечно, это была неправда. Он был пионером тенебризма — стиля, в котором фигуры скрыты в тени, но ярко освещены одним источником света. Еще одним изобретением было его слишком натуральное изображение библейских персонажей. У них были видны бородавки, под ногтями видна была грязь, а на лицах — морщины. Все это не соответствовало требованиям эпохи.
Каким же был человеком художник Караваджо?
Караваджо помог создать драматический стиль Контрреформации в стиле барокко, но интерес к нему также проистекает из его репутации нарушителя спокойствия. Известно, что Караваджо имел запрещенное оружие и был заядлым дуэлянтом. Этот факт подтвержден записями 11 судебных процессов над ним, проходивших с октября 1600 года по сентябрь 1605 года. Большая часть информации о Караваджо фактически черпается из уголовных дел.
![caravaggio-3 (558x700, 317Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419142_caravaggio3.jpg)
«Давид с головой Голиафа», около 1606–1610 гг.
Из этих документов все узнали о том, как однажды художник просверлил отверстие в потолке для большего света в своей студии. Хозяин из-за этого выселил его. Следующая хозяйка также выгнала его, так как он швырял в ее окна камни и громко пел непристойные песни. Однажды Караваджо швырнул тарелку в официанта, так как решил, что блюдо с артишоками недоварено. На одного из своих конкурентов художник напал на улице и обидев грубыми словами, избил. Также убил человека в дуэли. Большую часть своей жизни из-за всего этого Караваджо провел в бегах. В общем, он прославился в свое время не только как художник.
Причина смерти художника так и не была подтверждена. Он скончался в июле 1610 года, возможно на борту корабля. Причиной смерти могли быть сифилис, малярия или бруцеллез. Также это могло быть убийство в месть за Рануччо Томассони (случайного спутника по кружке, который стал жертвой нападения гнева художника) или рыцаря, на которого он напал на Мальте.
![caravaggio-4 (700x675, 372Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419143_caravaggio4.jpg)
«Призвание святого Матфея», 1599–1600 гг
![5 (700x507, 383Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419145_5.jpg)
«Отречение Святого Петра», 1610 год
Караваджо был великим инноватором в искусстве и внес значительный вклад в развитие живописи. Его техника использования светотени, реализм и драматизм в изображении своих персонажей стали прорывом для многих художников его времени и вдохновением для будущих поколений. Его работы подчас вызывали скандальные реакции в обществе своего времени, но при этом они притягивали внимание и вызывали уважение своей уникальной эмоциональной глубиной.
Влияние Караваджо можно увидеть не только в искусстве, но и в литературе и кино.
Многие писатели и режиссеры находили в его работах вдохновение для создания своих произведений. Его творчество оказало огромное воздействие на формирование культурного наследия и стилистику искусства эпохи барокко. Несмотря на все трудности и скандальное поведение, Караваджо останется одним из самых ярких и значимых художников истории.
Его работы продолжают восхищать и вдохновлять людей по всему миру, и его влияние остается заметным даже спустя столетия после его смерти. Талант и страсть этого художника оставили неизгладимый след в истории искусства, делая его неотъемлемой частью художественного наследия человечества.
![6 (700x479, 273Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/419/162419146_6.jpg)
Мартин Скорсезе.