Законодательство в России постоянно совершенствуется, и это касается всех его направлений, в том числе и защиты прав потребителей. Новый проект Кодекса об административных правонарушениях уже разработан, и в новой редакции власти законодательно усилят защиту каждого покупателя, права которых так часто нарушаются в супермаркетах и торговых точках известных торговых сетей.
В новой редакции КоАП появится особая глава под названием «Административные правонарушения, посягающие на права потребителей». Рассмотрим подробнее то, что именно изменится в законодательства, новые правила покупки товаров, а также то, как именно все это отразится на обычных покупателях и их правах.
По новой редакции КоАП продавцы могут получить реальное наказание
Конечно, в существующем законодательстве тоже есть статьи, которые можно было бы применить в отношении продавцов, нарушающих права покупателей, но их совсем немного. А ведь очень многие граждане достаточно часто сталкиваются в супермаркетах с такой проблемой, как обсчет на кассе или обвес. Особенно в том случае, когда человек совершает значительную покупку, приобретая большое количество товаров – ведь за всем не уследить.
И эта проблема является очень распространенной. Человек покупает килограмм овощей, но, на самом деле, вес покупки составляет на 100 – 200 грамм меньше, но на кассе пробивают именно килограмм, так как такое количество указано на упаковке, а весов в торговом зале для проверки во многих магазинах нет. Весовые штучные продукты также во многих магазинах можно взвесить только на кассе, где также к реальному весу добавится не менее 200 грамм.
Кроме этого, при совершении крупных покупок, когда через кассу в одном чеке проходит сразу много товаров, итоговая стоимость может быть увеличена на несколько процентов, как правило, за счет того, что некоторые товары пробиваются дважды. А иногда в чек могут добавить товары, которых покупатель не брал. И очень часто под такой вот обман попадают дети и пенсионеры.
Реальный случай, произошедший на моих глазах – в точке торговой сети «Мария-ра». Пенсионерка в солидном возрасте перед новым годом покупала простые продукты, итоговая сумма составила почти 1000 рублей, что немного насторожило, так как сумма товаров на ленте составляла не более 500 рублей. Но, так как мы с сыном к кассе подошли уже когда пробивали остатки покупки, особого значения этому не придали, ведь женщина могла уже что-то убрать в сумку.
Наша покупка была немалой, и пока пробивали наши продукты, старушка вернулась и со слезами на глазах обратилась к продавцу (молодой девушке, лет 20 – 25) со словами: «Дочка, какую пластиковую елку ты мне тут посчитала за 400 рублей? Я же брала никакой елки». Девица начала хамить, доказывать, что пробивала то, что брали. Но мы видели, что никакой елки у пенсионерки в покупках не было.
Пришлось вызвать старшего администратора. Деньги бабушке вернули, однако никакого реального наказания таким продавцам нет. Вообще привлечь к ответственности таких вот продавцов по нынешним законам очень сложно.
А за ряд нарушений вообще законом не предусмотрено никакой ответственности. Теоретически, покупатель всегда прав, и, вроде бы, защищен законом о защите прав потребителей, а на практике получается, что никаких прав покупатель не имеет.
Рассмотрим пример. Человек купил миксер или утюг, принес его домой. На следующий день распаковал, начал рассматривать и обнаружил дефект корпуса. По закону он имеет право обменять товар ненадлежащего качества в течение 14-и дней после его приобретения на аналогичный товар, или вернуть его стоимость. Для этого необходимо обратиться к продавцу, который продал товар, предъявив покупку и чек. Главное, чтобы товар не был в употреблении. Также обменять непродовольственный товар в течение двух недель можно и в том случае, если он не подошел по габаритам, форме, цвету, виду и прочим параметрам. То есть, купил человек стиральную машину, а она по габаритам не подошла – не входит в отведенное для нее место – ее можно вернуть, обменяв на другую, или получить назад деньги.
Однако на практике все это сделать не так-то просто. Если продавец не захочет менять товар или принимать его обратно, заставить его это сделать будет крайне сложно. Чаще всего это связано с тем, что от каждой покупки (в магазинах бытовой техники) продавец получает определенный процент в свою заработную плату. А возврат покупки лишает его этой доплаты. Поэтому на практике вернуть товар непросто.
И в настоящее время за такие нарушения нет никакой ответственности для продавцов. Для оправданий своих действий они могут придумать огромное количество причин. Если это обвес, то продавец может сказать, что весы сломаны или неправильно настроены. Если обсчет – то виновата касса, произошел сбой в системе и потому товар был пробит дважды, а то и трижды. Если в чек внесен товар, который покупатель не приобретал – тоже виноват какой-то сбой. А чтобы не принимать назад купленную бытовую технику и прочие вещи, можно найти множество отговорок – от нарушения целостности упаковки до царапин на корпусе и того, что товар выглядит, как уже бывший в употреблении. А если дефект корпуса – то аналогичного товара нет, да и этим ведь пользоваться можно, дефект ведь не влияет на работу прибора.
При этом нередко продавцы сами говорят покупателям, что со своими претензиями они могут обратиться в суд, так как прекрасно знают, что в суд обращаться никто не станет. А если и обратятся, то шанс на выигрыш такого дела для покупателя незначителен. И продавцам за это ничего не будет. Однако теперь ситуация изменится.
В новой редакции КоАП правила продажи товаров разной категории будут изменены и четко прописаны, и за отказ принять товар обратно, продавец получит штраф в размере до 30 000 рублей. Учитывая то, что многие товары имеют стоимость в несколько раз ниже суммы штрафа, такое наказание должно вразумить нерадивых продавцов и заставить их соблюдать законодательство и установленные им правила.
За обсчет покупателей и обвес также будет предусмотрена реальная ответственность и штраф в немалом размере.
Навязывание товаров и отсутствие сдачи
Конечно, это далеко не все нарушения в магазинах. Например, многие граждане предпочитают в супермаркетах и прочих магазинах расплачиваться картой, так как то, что при оплате «наличкой» у продавцов на кассе нет сдачи – явление очень распространенное. И решать эту проблему почему-то покупатель должен сам. То есть, покупателю необходимо либо найти размен, либо купить на сдачу что-то еще, либо просто отказаться от сдачи.
В новой редакции КоАП решать проблему отсутствия сдачи должен будет сам продавец. А при отказе от обслуживания покупателя по причине отсутствия сдачи, продавец может получить штраф в размере 50 000 рублей.
Еще одна распространенная проблема – навязывание товаров покупателям. В нынешнем законодательстве сказано, что навязывать покупателям какие-либо товары запрещено. Однако на практике это не работает. И очень часто на кассе или в торговом зале консультанты и кассиры начинают настойчиво предлагать покупателям какие-то товары. И очень часто уверяют в том, что один товар продается только в комплекте с другим, поэтому второй тоже необходимо взять.
В новой редакции КоАП за такие действия для продавцов предусмотрен штраф в размере до 300 000 рублей.
А что вы думаете по этому поводу?