Когда после окончательной продажи культовым режиссёром своей компании вместе с правами на главный свой кинофранчайз новый владелец в лице международного медиамонстра запускает серию продолжений даже без имени создателя в списке продюсеров, обычно эта ситуация обязана вызывать волну негодования в стане преданных фанатов оригинала, однако если применить эту ситуацию к Джорджу Лукасу, то всё существенно меняется.
Во-первых, его собственные последние творения во вселенной «Звёздных войн» не отличались заоблачными рейтингами и сами по себе были довольно спорными (ошибка кастинга в лице Хейдена Кристенсена в «Мести ситхов» стала очевидна всем), а многочисленные анимационные, телевизионные и игровые спин-оффы тоже не могли похвастаться изобретательностью, да и вообще Лукас явно не желал двигать собственную вселенную куда-то ещё, бесконечно повторяясь по поводу клонов и повстанцев, да и сама идея снимать седьмой и далее фильмы ему была явно не близка, так что создатель и франчайз вместе с его фанатами распрощались в общем по взаимному согласию, осталось просто подобрать постановщика так, чтобы вся эта махина не рухнула на головы создателей.
Когда благополучно поднявший из руин другой культовый космооперный сериал по имени «Стартрек» и уже сам по себе много лет как культовый режиссёр Джей Джей Абрамс согласился взвалить на себя эту ношу, фанаты вздохнули с облегчением. Этот не подведёт. А что дедушка Лукас не имеет теперь к этой истории никакого отношения, то тут достаточно было просто взять всё готовое и бережно, дабы не расплескать, донести всё, что было значимого в далёкой-далёкой галактике, до киноэкрана в виде новой серии.
И тут Абрамс с продюсерами решил не мудрствуя лукаво пойти по максимально простому пути — для начала собрать на площадке всех доживших актёров из первой трилогии, досыпав им сверху по канону одну девочку, одного мальчика, одного дроида и одного ситха, всё это поместить в декорации имперского крейсера, одной пустынной и одной заснеженной планеты, а чтобы восторг фанатов достиг должной величины, равномерно наполнить каждую первую сцену всевозможным фан-сервисом в виде камео, отсылок, цитат и так далее.
Что и было сделано — вместо штурмовиков Империи будут штурмовики Первого легиона, вместо просто повстанцев — повстанцы во главе с генералом Органой, вместо дедушки будет внучок, вместо «Звезды смерти» целая планета смерти, вместо «Сокола Тысячелетия» — «Сокол Тысячелетия» с Чубаккой и Ханом Соло. И всё это попутно сдобрено фанатским юмором, милой атмосферой классической 4й части (но ни дай Падме притащить в кадр кого-то вроде Джа Джа Бинкса, пусть за юмор отвечает Чубакка) и традиционной музыкой Джона Уильямса. Зрители в зале радуются, кассиры в кассе подсчитывают барыши, ура.
Другое дело, что за всем этим фан-сервисом времени на сюжет почти и не осталось. Ну, да, раз есть внучок, значит, будет обязательная сцена в стиле «я твой отец» в тёмной цилиндрической локации, плюс будет традиционный налёт повстанцев в область легко и быстро найденной уязвимости, но вставной ренегат-штурмовик так и останется повисшим в воздухе — чего это он, не понимает, кажется, не только герой, но и сценаристы, это же относится и страшной доверчивости по его поводу буквально всех персонажей, будто загипнотизированных внезапно нахлынувшей на них политкорректностью. Даже когда в его руках появляется лазерный меч, никто в зале не спешит удивляться — наверняка джедай, нет, ну точно джедай. Нет? Хм.
То же касается фигур в исполнении таких отличных актёров, как Оскар Айзек и Адам Драйвер — они, несмотря на обилие отведённого им хронометража, и вовсе остались такими полупрозрачными отсылками ко всему, что мы уже видели, и оба на площадке выглядят немного потерянными, как будто чувствуют себя самозванцами на этом празднике жизни. Что странно, ведь обоим ещё играть в следующих частях.
А вот кто, несомненно, чудо как хорош, так это Рей в исполнении Дэйзи Ридли — пусть её история тоже пуста, как голова Джа Джа, и чего это её бросили на свалке, нам так и не расскажут, отделавшись парой намёков, однако в ней есть и стержень характера (чего нет ни у Финна, ни у Кайло Рена), и цельность, и харизма, и типаж подходящий, другое дело, что всё это — исключительно личное достижение актрисы, в голом сценарии ничего этого считай и нету.
В результате седьмая серия киносаги благополучно выполнила свою главную цель и успешно перезапустила франчайз, но в целом осталась лишь удачной компиляцией предыдущих шести частей (и в основном именно «Новой надежды») почти без попыток хоть как-то расширить или просто развить уже существующую вселенную. Впрочем, именно этого хотели фанаты, а ради них всё и делалось. При этом найдёт ли случайный зритель, не знакомый по какой-то причине с историей взаимоотношений Леи и Хана Соло, в этом всём достаточно для себя интересного или фильм останется для него просто ещё одним «Стартреком», только в других декорациях — это большой вопрос.
Рецензия на фильм: Роман КОРНЕЕВ (Кинокадр.ру)
Кадры из фильма Звездные войны 7 : Пробуждение силы
12.