В садике ваш ребенок один, дома - другой. Почему так происходит?
До определенного возраста естественным окружением ребенка является семья. Но как только ребенок начинает посещать детский сад, его жизнь значительным образом меняется, ведь у него появляется еще одна социальная группа. Родители часто удивляются, слыша отзывы воспитателей и позже учителей о ребенке, не узнавая своего малыша в этих рассказах. Тихий и спокойный дома, он оказывается чуть ли не главным хулиганом в детсадовской группе, а малыша, которого родители привыкли считать гиперактивным, воспитатели характеризуют как тихого и незаметного. Почему так происходит?
Для начала нужно сказать, что в таких переменах нет ничего необычного. Достаточно задуматься о том, как мы, взрослые, сами ведем себя в разных ситуациях. Дома, на работе, в гостях, на пафосном светском приеме или в вагоне поезда – иногда нас бывает просто не узнать, настолько по-разному мы проявляем себя. И это вовсе необязательно говорит о лицемерии, просто мы подстраиваемся под текущую ситуацию и ее правила, часто даже неосознанно. То же самое происходит с ребенком. Ведь очевидно, что среда детского сада или школы и семейная среда могут различаться очень сильно.
Дома тихоня, в саду метеор
Рассмотрим подробнее ситуацию, когда тихий и спокойный ребенок начинает вести себя в саду или школе очень активно, а иногда и агрессивно.
Чаще всего, такое происходит, когда в семье существуют очень жесткие правила. Казалось бы, в детском саду правила тоже довольно четкие, и ребенку это, наоборот, должно быть привычно. Но на самом деле, в детском учреждении малыш впервые перестает быть центром внимания, да и воспитатели не являются такими непререкаемыми авторитетами, как мама и папа. И ребенок достаточно быстро выходит из-под контроля, почувствовав «глоток свободы». Любой ребенок устает дома постоянно «ходить по струнке», потому невольно расслабляется в садике, ведь постоянно вести себя идеально очень и очень сложно. Так что столкнувшись с такой ситуацией, обязательно пересмотрите систему семейных правил и традиций, подумайте, не завышены ли ваши требования к малышу, есть ли в распорядке дня ребенка время для естественной активности и проявления эмоций.
Также жалобы на излишнюю активность и агрессивность часто можно услышать от воспитателей и учителей на первых этапах адаптации к детскому учреждению. В таком случае это обычно проходит само собой, когда ситуация стабилизируется. Дети по-разному реагируют на стресс попадания в новый коллектив. И часть детей в этот период начинают вести себя агрессивно. Толкая детей и огрызаясь с воспитателями, ребенок проверяет границы, усваивает правила нового для себя места, устанавливает первые контакты.
Ругать и наказывать малыша за такое поведение бессмысленно, так мы только усилим стресс и затянем процесс адаптации. Важно предпринимать максимум усилий, чтобы ребенок побыстрее привык к новому месту, в том числе много говорить о правилах этого места, его традициях, показывать, как можно наладить контакт и разрешить конфликт мирным путем.
— Евгения Лепешова, Психолог
Идеальный ребенок в садике, неконтролируемый дома
С одной стороны, в такой ситуации родителям должно быть проще, ведь им не приходится выслушивать жалобы педагога на своего сына или дочку. Он только и слышит про него, что ребенок был послушный, вел себя тихо, выполнял все поручения, разве что немного стеснялся.
Однако этот идеальный ребенок дома становится настоящей бестией. Истерики могут начинаться уже по дороге домой, малыш капризничает, выходит из себя, никого не слушает, может начать плакать или драться буквально на ровном месте. Куда же пропадает тот «золотой ребенок», на которого не нарадуются педагоги?
Ситуация здесь чаще всего обратна описанной выше. Находясь в детском коллективе, особенно в первые месяцы, ребенок переживает сильнейший стресс. Это заставляет его сидеть в малознакомом месте тихо, как мышка, и не привлекать к себе внимания. Все бы ничего, но для маленького ребенка это оказывается серьезнейшей нагрузкой, ведь ему приходится контролировать свое поведение целый день, а это очень тяжело, особенно для дошкольника!
И, конечно, попадая в привычную и безопасную ситуацию семьи, ребенок изливает весь тот стресс, что скопился у него за время пребывания в группе или классе. И поведение его часто, действительно, выходит из-под контроля. Опять же ругать и наказывать бесполезно, как и призывать к порядку и увещевать малыша вести себя хорошо.
Если такое происходит в месяцы адаптации, то главное, что нужно сделать – помочь ребенку пережить стресс. После садика или школы позвольте малышу выплеснуть эмоции, лучше всего здесь поможет любая физическая активность. Обязательно поговорите с ним о прошедшем дне, найдите в нем что-нибудь веселое и радостное, посвятите вечер любым приятным и расслабляющим занятиям. Ну и, конечно, предпринимайте совместно с педагогами все необходимые усилия по скорейшей адаптации ребенка в детском учреждении.
Если же перемены в поведении наблюдаются и тогда, когда адаптационный период миновал, стоит всерьез задуматься о том, что происходит в саду. Возможно, правила слишком жесткие, воспитатели строги с детьми или он не может установить контакт со сверстниками. Ребенок не должен находиться в постоянном напряжении в школе или детском саду, ведь это фактически его второй дом. Подключите к решению этой проблемы школьного психолога, учителей, воспитателей – совместными усилиями можно помочь ребенку найти свое место в группе и почувствовать себя свободнее. Тогда и дома ему не придется отыгрывать скопившееся напряжение.
Так или иначе, будьте готовы услышать своего малыша и помочь ему – неразрешимых ситуаций не существует!