Кролики заполнили Хельсинки несколько лет назад, когда у финнов стало модно покупать их вместо кошек и собак. Зверьки часто сбегали, иногда их выпускали на волю сердобольные дети. Симпатичные в тепличных условиях, но сильно озлобленные бродячей жизнью, они сбиваются в стаи на севере города и бесчинствуют в садах и парках. Это, без шуток, одна из насущных проблем для городских властей.
«Специальный полицейский отстреливает кроликов. Да, это звучит ужасно, но надо же как-то защищать город», — рассказывает Элина Нумми, планировщица городских скверов и автор книг о садово-парковой архитектуре.
текст: Марина Великанова
фото: Василий Ильинский
В 2009 году мэрия предложила владельцам хорьков, других популярных домашних животных, выпускать своих питомцев на охоту в городские парки. Не бесплатно, разумеется. Хозяевам мелких хищников платили по десять евро в час — больше, чем санитарам в больницах. Но и хорьки не помогли. Сегодня встретить кролика в столице Финляндии так же легко, как в России — бродячую собаку. «Мэрия хотела закупить лис для обороны, но от них много болезней, — говорит Элина. — Теперь подумывают о совах: они милые и красивые, будут не только помогать нам, но и украшать город». В лондонских парках сейчас очень кстати живут сотни сов — маленькие англичане часто просят родителей купить «такую же птицу, как у Гарри Поттера». В общем, двум европейским мегаполисам есть что обсудить друг с другом. Но пока совы не прибыли в Хельсинки, кролики чувствуют себя здесь как дома.
Грызунов можно понять: парки — гордость финской столицы. При таком суровом климате разнообразие растительности в них поражает. Есть и привычная к холодам сирень, и средиземноморские кипарисы. Парк здесь не всегда означает густой лес — им может называться совсем маленький садик или аллея с клумбами. Глобальное озеленение Хельсинки началось в 1990-х годах, когда парковки для машин были перемещены под землю, и в городе стало ощутимо больше места.
Знаменитый Центральный парк в Нью-Йорке жители района содержат на собственные средства — так они косвенно повышают стоимость своего жилья. Жители Хельсинки тоже платят за красоту 30-45 евро в год — эти деньги идут на полив и уборку мусора. Некоторые зеленые острова появляются по инициативе горожан. Один японец, например, позвонил в муниципалитет и попросил разрешения высадить 150 вишневых деревьев, которые будут напоминать ему о родине. Власти поддержали садовода, и теперь в этом маленьком кусочке Японии устраиваются тематические вечера с блюдами японской кухни и выступлением японских артистов. А весенний праздник цветения сакуры мало-помалу стал традиционным для финской столицы.
Хельсинки. Под привокзальной улицей Кайвокату кипит жизнь: здесь находятся станция метро и торговый центр, который закрывается позже всех хельсинкских магазинов
Стараниями Элины, которая помогает общению властей и активных горожан, в Хельсинки появился сад съедобных растений, где каждую травку, листик, цветок можно попробовать на вкус. «Волонтерами к нам часто приходят пенсионеры: дома сидеть скучно, а здесь — активная работа и красота вокруг. Так, у гуляющих по парку есть возможность совершенно бесплатно послушать лекцию про его устройство и историю».
Старые парки тоже не обделены инициативным вниманием граждан. По их рекомендациям, например, обновили сад рододендронов в районе Южная Хаага. А в яблоневом саду, основанном в 1930 году, весной желающие могут посадить яблоню и дать ей свое имя. Теперь комитет по садово-парковому обустройству планирует разбивать зеленые площадки вокруг концертных залов. Делать скверы местом культурных событий — новая мировая тенденция. В парке Эспланада, где и раньше выступали артисты, теперь проходят еще и выставки дизайнеров: свои кресла и столы они расставляют прямо на гравиевых дорожках.
Постоянное улучшение города — забота всех жителей Хельсинки. Студенты-дизайнеры делают проекты остановок и указателей. Самый популярный раздел на сайтах муниципальных организаций — «Предложения». На обсуждение с гражданами тут выносится любой вопрос переустройства города — от того, в какие цвета перекрасить старую бензоколонку, до того, какие цветы высадить на свежеразбитой клумбе.
Пивной бар на вокзале Хельсинки пользуется популярностью — сидр здесь стоит не семь евро, как везде, а пять
В этом году мэрия объявила конкурс на лучшие идеи по благоустройству города. В рамках акции бывшие заводы, склады, заброшенные водонапорные башни получат новую жизнь. Среди прочего проводили и конкурс на самую креативную урну для мусора. Жюри выбрало три проекта, один из них — резервуары из оргстекла, подсвеченные изнутри. Белый свет означает «бак пустой», зеленый — «место еще есть», розовый — «несите пакетик к следующему». В темноте светящиеся кубы выглядят как арт-инсталляция.
Один из победителей акции — Курмо Кивела, владелец компании, занимающейся веб-дизайном. Видно, сидение за компьютером ему изрядно надоело. На месте старого депо, где разворачивались трамваи, он предложил устроить экологический оазис — огород, на котором сотрудники близлежащих офисов выращивают экопродукты. По пятницам и субботам это пространство превращается в кафе под открытым небом, где готовят вегетарианские блюда и торты из гречневой муки с обезжиренными сливками. Столы здесь собраны из старых дверей, а кухня работает от солнечных батарей.
На развитие своего проекта Курмо получил десять тысяч евро из муниципальной казны, но и от земельных работ не устранился. «Сейчас вот зелень тут выращиваю. Рукколу поели жуки, я пытаюсь бороться с ними с помощью божьих коровок. Мы ведь не можем ничем опрыскивать растения, и удобрения используем только экологичные, от нашего спонсора. Сейчас у меня и моих друзей новая идея — обустроить частные дома специальными биотуалетами. Они очень просты в эксплуатации, а главное — сразу перерабатывают отходы в те самые экологичные удобрения».
Огородный бум в Хельсинки начался пару лет назад, когда город стал выделять бесплатные места для посадок.
В стране, где есть государственная программа школьного питания и национальный совет, следящий за качеством пищи, большой спрос на фермерские продукты. Но они не всем по карману, поэтому столичная мэрия разрешила огородничество в местах, далеких от природы. Грядки разбивают на крышах, во дворах, в скверах и прямо в офисах.
Жильцы высоток по выходным дружно пропалывают свои «участки» и устраивают посиделки с домашними пирогами и обсуждениями, чья картошка крупнее. Юсси Паюнен, глава города, разбил «кухонный сад» прямо во дворе мэрии! Вместо цветов в муниципальных клумбах зеленеют петрушка и лук.
«Самим выращивать овощи и фрукты — значит быть уверенным в их качестве. И экономить. Кроме того, при работе с землей вылечиваются многие аллергии», — говорит хозяйка огорода, журналист Сари Шельман. Она ведет нас мимо современных стеклянных зданий. Вдруг перед нами возникают деревянные «соты» — огороженные дощечками участки размером с письменный стол. На каждом установлен столбик с фамилией владельца, а под ним — то кабачки, то морковь, то томаты, то горошек. Сари в этом году посеяла базилик и переживала, что южная трава не взойдет в их холодном климате. Однако мясистые зеленые стебли знаменуют собой победу смелых начинаний над законами природы. «Вам нарвать к ужину?» — любезно спрашивает она.
Никто не рискнул бы называть «экологически чистыми» плоды столичных огородов, если бы в Хельсинки общественный транспорт не вытеснял автомобили. «Мы постоянно проводим опросы и ищем, что еще мы можем предложить горожанам как альтернативу машине», — говорит Лаури Рёти, сотрудник крупнейшей транспортной сети Хельсинки (HRT). Автобусные остановки проектировал специально приглашенный дизайнер; вечером на многих из них дежурят охранники. Это делает ночные поездки безопасными. С 2009 года билеты стали общими для всех видов транспорта, а стоимость проезда зависит от расстояния.
«В этом году мы запустили программу, позволяющую следить за движением трамваев и автобусов в режиме реального времени, как с мониторов на остановках, так и при помощи компьютеров или мобильных телефонов», — рассказывает Рёти. Ее можно закачать на сайте департамента городского транспорта. Программа не только находит кратчайший маршрут из точки А в точку Б, но и подсчитывает калории, которые сжигаются при его прохождении на разных видах транспорта или пешком.
Поставить яхту на стоянку в престижном районе Эйра стоит 300–400 евро на лето, 100 евро зимой. Многие порты обязывают судовладельцев нести одно ночное дежурство в сезон
Ни один метр в престижном квартале Арабия не пустует. Даже крыши офисных зданий обустраивают под огороды или...танцплощадки
В Часовню Тишины, расположенную в оживленном квартале Хельсинки — Камппи, люди заходят, чтобы отдохнуть от шума
Жители столицы активно пользуются программами-калькуляторами, вычисляющими их экологический след, потребленные калории, скорость переработки углекислого газа кустиком бегонии, уровень шума и прочие факторы, влияющие на качество жизни. Эко-отели отмечены специальным значком в путеводителях. Биопродукты — самый прибыльный бизнес. Во дворах установлены бесплатные беговые дорожки. В строящемся квартале деревянных многоэтажек будет вестись мониторинг вредных выбросов. На сайте экоцентра Хельсинки появилась база данных с информацией о самых чистых и тихих уголках мегаполиса. Дизайнеры делают предметы культа из отходов — сумки с ручками из старых телефонных трубок, броши из отслуживших деталей компьютеров, галстуки из ремней безопасности и вазы из виниловых пластинок. Прошлым летом в городе работал ресторан на солнечных батарейках — жутко популярный.
Благодаря всем этим начинаниям в 2011 году Хельсинки признали одним из самых удобных и чистых городов мира. И, кажется, даже кролики с этим согласны: ни хорьки, ни полицейские с охотничьими ружьями не заставят их отказаться от экологичной травы, биоовощей, свежего воздуха и прочих удобств городской жизни.
Заботы о благоустройстве города не делают финнов скучными, как может показаться. Так они веселятся на Сенатской площади в день открытия Чемпионата мира по легкой атлетике